Кинозарисовки из библиотеки. День третий

В Национальной библиотеке Чувашской Республики набирает обороты Конкурс этнического и регионального кино IX Чебоксарского международного кинофестиваля. 26 мая в уютном актовом зале библиотеки зрители и члены жюри посмотрели еще шесть киноработ.

Третий кинодень в библиотеке открыл фильм «Рудольф Нуриев. Рудик» татарского режиссера Фарида Давлетшина. Фильм-биография о главном, основополагающем периоде жизни великого танцовщика Рудольфа Нуриева – его детстве располагает зрителя уже с первых секунд. Несмотря на зарождающийся конфликт с системой, средой и родными, Рудик, ещё совсем маленький мальчик, упрямо идёт к своей мечте. В фильме показано становление того особого характера Нуриева, о котором в будущем слагали легенды, но который, в конце концов, привел его к общемировому признанию. Особо ценно для зрителя было слышать голос Рудольфа Нуриева. Повествование от первого лица позволило зрителю глубже понять истоки настоящего таланта.

Лирически-возвышенный настрой аудитории сменила вторая татарская киноработа – комедия  «Хлопнул дверью и ушел» режиссера Салавата Юзеева. Это один из трех фильмов альманаха, разыгранный на татарском языке актёрами театра имени Камала Фанисом Зиганшиным и Ильдусом Габдрахмановым. По сюжету два  незнакомца  встречаются в кафе.  Мужской  разговор в татарском фильме проходит под чай, эчпочмаки и баянные ритмы.

И вновь кинолюбители проявили повышенный интерес к фильму из Чувашии «Ветки» режиссера Владимира Синяева. Криминальная драма повествует о сломанных судьбах молодых людей, ставших наркозависимыми. В фильме показана сильнейшая нравственная деградация человека, потребляющего наркотики, готового ради очередной дозы на всё, вплоть до предательства родных и близких.

Сразу тремя фильмами было представлено киноискусство Республики Башкортостан. История «Етеган», снятая по башкирской легенде о семи девушках-воительницах, представляет собой мюзикл с народными песнями-легендами. Башкирские традиции показаны здесь через женские судьбы, как бы нанизанные на одну нить повествования. За весь фильм только два диалога, всю атмосферу передают народные песни. Существует очень много сказаний и преданий о Семи Девушках. Для кого-то они стали радугой, для кого-то созвездием Етеган (Большая Медведица).

Драма «Три письма» вновь переносит зрителя в военное время. Зимой 1941–1942 года, когда на советско-германском фронте шли масштабные сражения и решалась будущая судьба мира, в тихой, далёкой от крупных городов башкирской деревне решалась судьба ещё неродившегося человека. Хазина не получала писем от своего любимого шесть месяцев. Но однажды с фронта приходят три письма…

В комедийном ключе, не исключающем глубину размышления, башкирская мелодрама «Пилорама» рассказывает историю супружеской пары, неразумное поведение в которой одного или обоих партнеров приводит семейную жизнь к череде пугающих и невероятных событий… Фильм о силе женской любви, от которой не скрыться.

В рамках программы документальных фильмов зрители в Национальной библиотеке посмотрели две картины: «Шесть дней» режиссера Григория Златогорова и «Она была актрисою» режиссера Сергея Лободы.

Первый фильм рассказывает о процессе создания художником Григорием Златогоровым скульптуры «Рай» от момента зарождения идеи до её воплощения в бронзе и камне. Он состоит из шести глав, каждая из которых посвящена отдельному творческому или технологическому моменту, позволяющему зрителю понять, как создается скульптура из бронзы.

Вторая киноработа – дань памяти актрисе, хрупкой женщине – Зое Яковлевой, служившей во время войны разведчицей, солдатом-антифашистом… Судьба не готовила её для подвига и мученического венца, она играла романтических героинь из пьес, любила своего мужа – партнера по сцене, а потом и по антифашистской борьбе, любила сцену и своих зрителей. И очень хорошо понимала значение этих простых слов: «Когда земле твоей горестно, позорно иметь успех». В Чувашии, откуда родом замученная фашистами актриса Зоя Яковлева, её именем назвали улицу. Именем её мужа Дмитрия Добросмыслова названа улица в Симферополе.

Фоторепортаж Александра Гаврилова